Немного истории. До революции люди, разносившие угощения в российских трактирах, назывались попросту половыми. В те времена они надевали белые штаны и холстинную рубаху навыпуск, которая была подпоясана кушаком, за которым затыкался «лопаточник» — прообраз бумажника для расчетов и чаевых. В ресторанах европейского вида официанты носили белый жилет, фрак, нитяные перчатки и галстук-бабочку.

Официантам обязательно нужно было коротко стричься, а также брить усы и бороду. Эта классическая строгость долгое время являлась неотъемлемой составляющей, которой придерживались дорогие и модные рестораны, как в нашей стране, так и за рубежом. Что касается современной униформы для официантов, то она частенько представляет собой детище профессиональных модельеров. Всего лишь несколько лет назад человечество и представить себе не могло, что их обслуживать станут официанты в камзолах и париках, в разноцветных пестрых майках и потертых джинсах, в строгой одежде или национальных костюмах!


Есть несколько достаточно простых правил. Какой бы ни была униформа — трикотажный халат или модный сюртук — санитарным нормам она всегда должна удовлетворять, другими словами, спецодежда должна быть чистая, опрятная, легко чистящаяся и не стесняющая движений. Официанты не должны теряться в толпе или среди гостей. Униформа для официантов должна быть запоминаемой и каким-то образом ассоциироваться с данным заведением. Это подчеркнет, что все они являются представителями одной организации, выполняющими общую работу.

Цвет одежды и ее форма должны гармонировать с интерьером в заведении, а также и с проводимым мероприятием. К примеру, бытовая официантская униформа в «Hi-Tech» интерьере будет выглядеть нелепо. В случае если к подаче планируются блюда из национальной кухни, то тогда униформа легко может сочетать в себе элементы национального костюма. А вот на важном ужине с партнерами по бизнесу, официанты, одетые в яркие тона или оригинальные вещи, уже не соответствуют деловой атмосфере.

В ресторанах, которые находятся на открытой воде, можно частенько наблюдать, как обслуживающий персонал облачен в настоящую матросскую униформу. Такое является особенно уместным, если интерьер в заведении оформлен с использованием различного вида морской атрибутики. Демократичные вечеринки или молодежные клубы выставляют для официантов и барменов требование одеваться в «Unisex» стиле. В качестве головного убора используются банданы или бейсболки, обязательно украшенные логотипом заведения. На различных тематического вида вечеринках обслуживание может производиться официантами топ-лесс.

Униформа для официантов

Конечно же, униформа для официантов классического типа никуда не делась, однако все же была затронута современными модными тенденциями. Элитные рестораны заставляют персонал щеголять в черных фраках с галстуком-бабочкой, причем обязательно черного, а не белого цвета. Ведь цвет галстука всегда отличал и поныне отличает посетителя от официанта. Дополнительные аксессуары могут быть белыми перчатками или подтяжками, в зависимости от ресторана. Костюм официанта классического покроя не обязательно должен быть черным. Допускаются и бордовый, и темно-зеленый, и ярко-синий, и шоколадно-коричневый цвета. Рубашка или сорочка так же не обязательно белая, она может быть и кремовой, и голубой, и фисташковой.

Немаловажным требованием к униформе для официанта является обязательно наличие ручника, который представляет собой накрахмаленную салфетку, размером примерно 35×80 см. Назначение ручника — сберечь руки официанта во время подачи горячих блюд. Помимо этого, ручник используется при натирке приборов и посуды. Положить ручник в карман или держать салфетку в смятом виде — недопустимо. Ручник должен находиться на запястье левой руки, а также он должен быть вдвое сложен по длине.

В ресторанах национального типа, и кухня, и интерьер, и форма персонала естественно должны использоваться элементы национального костюма. Однако для начала следует четко определить, является ли данный ресторан национальным или же он только стилизован под таковой. В первом случае берут за основу вариации традиционного национального костюма, после чего адоптируют его для официантов. Во втором случае за основу берут несколько модных на данный момент тенденций и снабжают их элементами национального костюма.

В ресторанах, где отсутствует ярко-выраженный народный колорит, при выборе костюма следует отталкиваться исходя из стиля интерьера в ресторане. «Барокко», «Рококо» и прочие подобные стили следует поддержать изысканными блузками с кружевами или рюшечками. Стиль «Hi-Tech» неплохо подойдут элементы «космических» костюмов или металлическая ткань в отделке. Здесь главное не переборщить. «Минимализм» в интерьере, соответственно, диктует минимализм в униформе, отнюдь не обязательно вспоминать при этом мини-юбки и мини-платья.

Вариантов классического фартука официантов существует великое множество. «Средиземноморье» — в воображении сразу возникают пляж и обнаженные фигуры. Для этого случая подойдут майки, завязанные узлом под грудью рубашки и бриджи – все это способствует созданию должного настроения непринужденности и отдыха. Если в костюме требуется изобразить больше нежности, будут уместны легкие струящиеся платья с небольшим ажурным передником. Разнообразные «кофейни», «пельменные» и «блинные» могут вполне себе позволить относительно разнообразить униформу для официантов.

Есть кафе и рестораны, где регулярно меняется дизайн униформы. Например, два года для летнего/зимнего комплекта и год для всесезонного комплекта униформы. Однако есть и такие, кто принципиально не меняет внешнего вида официантов. По рекомендациям специалистом, введение нового дизайна формы официантов должно обязательно производиться хотя бы один раз в каждые три-четыре года. Во всяком случае, если и не полностью, то какие-то определенные детали все же необходимо будет заменить. Это должным образом привлекает клиентов.